Крестовоздвиженская церковь в с. Прони упоминается в XVII столетии. При ней земли церковной тогда было 10 четвертей в поле, сенных покосов на 50 копен и 33 приходских двора.
В состав прихода, кроме села, входили деревни: Коморино, Соловьевка, Завидовка, Курлышево, Орловка и Толмачевка. По штату 1873 г. в причте служили 2 священника и 2 псаломщика. В Проне-Городище была барская усадьба Барановых, после пожара от неё остались лишь некоторые фрагменты.
Ныне, храм медленно, но восстанавливается с Божьей помощью и усилием местных жителей.
Престольные праздники храма
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Празднуется 27 сентября (нов. ст.). Он имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь дней попразднства (с 28 по 4 октября). Отдание праздника – 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, отмечаемый 27 сентября, установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.
Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.
С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.
В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.
На этом Кресте, по словам церковных песнопений, «смерть умерщвляется и ныне пуста явися», на нем «содела спасение Предвечный Царь посреди земли» и им осуществлена «вечная правда»; для нас же Крест Христов — божественная лестница, «еюже восходим на небеса»; спасительное это древо — «оружие мира, непобедимая победа», которое «вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны нас от Бога сотвори», и мы — «земнии обожихомся» и «вси к Богу привлекохомся». Как же нам не благодарить Господа в этот праздник, воздавая поклонение Кресту Христову, который явился для нас «зарями нетленными» нашего спасения, которым открыт для нас доступ в царство Божие, к небесному блаженству, через который мы получили «бессмертную пищу»!
По словам одного великого отца Церкви, «Крест — глава нашего спасения; Крест — причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде покланявшиеся деревьям и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности, через него земля, наконец, сделалась небом». Крест — «твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды» — нашего Спасителя.
Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову.
Святой великомученик Иаков Персянин (Рассеченный)
Память совершается 27 ноября
Славный подвижник Христов Иаков был родом из города Бейт-Лапата, расположенного около Суз в Персии. Происходя из знатной и богатой семьи благочестивых христиан, он был близким другом царя Варахрана V[1], который правил с 421 по 438 год. Правитель осыпал Иакова многочисленными милостями – и он, ослепленный благосклонностью государя, его льстивыми речами и суетными мирскими удовольствиями, отрекся от Христа и стал поклоняться тем же языческим богам, что и царь.
Узнав об этом, мать с отцом написали ему, что отныне порывают с ним всякую связь, потому что он предпочел любви ко Христу и обетованию вечного блаженства преходящую мирскую славу. Потрясенный Иаков пришел в себя, будто от опьянения. Он горько оплакал свой грех и переменил отношение к царю. Он публично исповедал свое заблуждение и стал повсюду объявлять себя учеником Спасителя, умершего ради наших прегрешений. Отныне у него было лишь одно желание – разделить с Ним смерть, дарующую жизнь и соединяющую с Богом.
Узнав об этом, царь обрушил свой гнев на былого друга. Допросив Иакова, он велел подвергнуть его жестоким пыткам. Но отвага юноши только возрастала по мере ужесточения страданий и торжествовала над бессилием царя и палачей. Тогда тиран придумал неслыханное мучение и созвал смотреть на него весь город. Связав святого, ему стали по частям отсекать члены тела: от кистей и ступней до плеч и бедер. Терзаемый страшной мукой, святой Иаков воззвал ко Христу, прося не оставить его. И Господь облек Своего слугу неземной силой, сделавшей Иакова нечувствительным к боли. Мученик был обезглавлен и удостоился не только прощения грехов, но и вечного блаженства, уготованного идущим вслед за Христом.